(ок. 1280, Савердён близ Тулузы - † 25.04.1342, Авиньон; мирское имя - Жак Фурнье), папа Римский (20 дек. 1334 - 25 апр. 1342). В юности вступил в цистерцианский мон-рь Бульбон, затем перешел в мон-рь Фонфруад близ Нарбоны, где аббатом был его дядя Арнольд Нувель. Учился и затем преподавал в цистерцианском колледже св. Бернарда в Париже; получил степень магистра теологии в Парижском ун-те. После возведения его дяди в кардиналы стал аббатом мон-ря Фонфруад (1311). В дек. 1317 г. он был избран епископом г. Памье. В ходе инквизиторских расследований катарских ересей среди крестьян графства Фуа им был составлен «Регистр Инквизиции» (др. название «Регистр Фурнье» - Bibl. Apostolica Vaticana. Ms. 4030; текст см. в Duvernoy J. Inquisition à Pamiers. Toulouse, 1966). В 1326 г. он был назначен епископом Мирпуа. Папа Иоанн ХХII дважды отмечал усилия Фурнье как инквизитора в искоренении ересей и в дек. 1327 г. возвел его в кардиналы. После смерти Иоанна XXII Фурнье был избран на папский престол, став третьим авиньонским папой и приняв имя Бенедикт. В начале правления Б. обнародовал программу реформ для всей Церкви, направленную против коррупции, непотизма и ересей. Б. серьезно рассматривал возможность возвращения апостольской кафедры в Рим или переезда во временную резиденцию в Болонье. В 1335 г. он начал реставрацию собора св. Петра и Латеранского дворца, однако большинство кардиналов-французов и франц. кор. Филипп VI были против переезда, в результате Б. еще прочнее обосновался в Авиньоне, перевезя туда из Ассизи папские архивы и начав строительство т. н. Старого дворца, фрески для к-рого был приглашен расписывать С. Мартини. Он реорганизовал нек-рые департаменты курии, упорядочил процедуру подачи и рассмотрения жалоб, реформировал папский трибунал - Апостольскую Пенитенциарию (булла «In agro dominico» 1338), учредил т. н. внутреннюю капеллу (capella intrinseca), ведавшую вопросами богослужения при курии, боролся против коррупции и взяточничества среди куриальных служащих. Первые записи решений папского трибунала Rota Romana относятся к его понтификату. Б. вернул кафедральным капитулам и мон-рям право самим избирать настоятелей, существенно ограничил практику получения комменд и диспенсаций, а также т. н.«expectаntia» - предварительной раздачи бенефициев до того, как они стали вакантными. Папские доходы, к-рые в результате этих мер сократились более чем на треть, Б. предназначал для раздачи милостыни, строительства храмов, покупки литургического облачения, утвари и книг. В понтификат Б. в папской тиаре появилась 3-я корона, и возникло ее толкование как символа тройственных прав папы - верховного первосвященника, судьи и законодателя. Реформа монашества, проводимая Б., затрагивала в первую очередь старые ордена. Комиссия из представителей монашеских орденов и кардиналов подготовила постановления против бродячих монахов, предписав им вернуться в монастыри, и против перехода в др. ордена. Адм. организацию, богослужение и нормы общежития в мон-рях, вопросы судебной юрисдикции и учебы монахов регламентировали указы Б. о реформе отдельных орденов: цистерцианцев (1335), бенедиктинцев (1336), францисканцев (1336) и регулярных каноников (1339). Др. подготовленные им постановления были обнародованы его преемником Климентом VI. Большая часть реформенных преобразований Б. не достигла результата из-за краткости его правления.
Ученый теолог, Б. принимал активное участие в богословских спорах. Он выступал против францисканцев-спиритуалов, учений Иоахима Флорского, У. Оккама, Михаила из Чезены, Марсилия Падуанского, Майстера Экхарта, написал неск. трактатов против еретиков. В своем трактате «De statu animarum sanctorum ante generalem judicium» (О состоянии душ святых до Страшного Суда), а затем и в булле «Benedictus Deus» (29 янв. 1336) Б. положил конец полемике о т. н. блаженном ви́дении (visio beatica), определив, что только душам святых на небесах доступно непосредственное интуитивное созерцание Бога, в отличие от опосредованного знания Бога, к-рого человек может достичь в земной жизни. Кроме того, Б. высказывался против теории о непорочном зачатии Девы Марии св. Анной (см. ст. Мариология).
Дипломатическая активность Б. также не принесла успеха: его усилия по недопущению Столетней войны (1337-1453) или прекращению боевых действий оказались тщетными; в Италии власть Церкви в Романье, Анконской марке и Болонье ослабла. Под давлением сильной профранц. партии при курии Б. отказался снять отлучение с имп. Людовика IV Баварского (1337). Узурпируя папские прерогативы, Людовик Баварский аннулировал брак кор. Богемии Иоганна Генриха и гр. Тирольской Маргариты Маульташ, чтобы выдать последнюю замуж за своего сына Людовика, маркграфа Бранденбургского. Б. состоял в дружеской переписке с Ф. Петраркой, к-рый тем не менее сильно критиковал Б. за неспособность вернуть папский престол в Рим. Могила Б. в кафедральном соборе Нотр-Дам в Авиньоне не сохранилась.